Регистрация АНО — ответы на вопросы
Нужно ли указывать сведения об учредителях в уставе АНО?
Указание сведений в уставе автономной некоммерческой организации необходимо только в случае, если ваша организация является образовательной. Другими словами гражданский кодекс и закон о некоммерческих организациях этого не требует, но может потребовать другой специальный закон, в соответствии с которым создается ваша организация. Если вы все же решили указать данные в уставе, то при смене учредителей вам придется каждый раз вносить изменения в устав АНО, вносить изменения и обращаться в Минюст придется даже в случае выхода учредителя.
Директор АНО назначается учредителями или Правлением (ВКО)?
Несмотря на то, что высший коллегиальный орган (ВКО) хоть и является высшим, по гражданскому кодексу директор назначается учредителями АНО. Правление назначает директора только в случае, если оно состоит из учредителей АНО. Если устав не был приведен в соответствие с законом и директор по уставу назначается не учредителями. Нужно руководствоваться действующей редакцией устава.
Кто может входить в состав Правления (ВКО) АНО?
Здесь можно рассмотреть несколько случаев. Первый, когда высший коллегиальный орган (ВКО) в соответствии с уставом автономной некоммерческой организации формируется полностью из учредителей АНО. В этом случае вопрос отпадает сам собой, разумеется это могут быть только учредители АНО. Добавлять в такой орган учредителей можно будет только путем внесения изменений в ЕГРЮЛ. Такие изменений вносятся путем подачи документов в территориальный Минюст. А выходить из состава, подав заявление о выходе из учредителей в УФНС.
Другой случай, когда параллельно с собранием учредителей (учредителем) создается ВКО — Правление. При такой схеме в состав Правления смогут входить не только учредители, но сторонние лица, принятые в соответствии с уставом АНО.
Не забывайте, что состав Правления не может состоять больше чем на 1/3 из лиц занимающих какие-либо должности в АНО. Хотя здесь нужно отметить, если ВКО — это собрание учредителей, Минюст на это закрывает глаза.
Можно ли зарегистрировать АНО на домашний адрес?
Хотя ряд законов запрещает организациям занимать жилые помещения и вести в них деятельность, статья 54 гражданского кодекса дает нам такое право. В ней говорится, что государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа. Гарантировано Минюст зарегистрирует организацию на домашний адрес, если жилое помещение принадлежит единолично исполнительному органу и он там зарегистрирован. Практика показывает, что Минюст не особенно проверяет адреса и регистрирует организации на домашний адрес, даже если он не принадлежит ЕИО и учредителям АНО. Но вы должны понимать, что АНО несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. И конечно же Минюст всегда может поменять практику и запретить подобную регистрацию.
Это лишь некоторые вопросы, возникающие при создании АНО, если у Вас есть вопросы по иным случаям, обязательно задавайте, ответим всем!
27 комментариев